Длинные Нарды - Правила

Терминология
Шашки — игровые единицы, которыми делается ход. У каждого игрока по 15 шашек.
Пункты — специальные места для шашек, имеющие вид треугольников. Пункты пронумерованы от 1 до 24.
Голова — исходная позиция шашек игрока вначале игры.
Дом — последняя четверть игрового поля (с 19 по 24 пункты).
Зары — игровые кости, кубики.
Ход — передвижение фишек согласно выпавшим на зарах очкам. За один ход игрок может совершить от 1 до 4 движений шашек, либо пропустить ход.

Общие положения
Игра в нарды проводится между двумя соперниками, каждый из которых имеет по 15 шашек на одном пункте на левой стороне доски («голова»). Перемещение шашек происходит против часовой стрелки. Целью игры является прохождение всеми шашками полного круга и выбрасывание их раньше, чем это сделает соперник.
Рис.1. Доска для игры в длинные нарды

Право первого хода
Каждый игрок делает бросок одной зарой. У кого выпало больше очков, тот ходит первым. При выпадении дубля бросок повторяют. Если после одной партии сразу начинают вторую, первым ходит победитель.

Движение шашек
В нардах игрок делает бросок двумя зарами. После броска одна шашка перемещается на число пунктов, соответствующее очкам на одной заре, а вторая (или та же самая) - на число пунктов, соответствующее очкам на второй заре. Согласно какой из зар передвигать шашку первой - не имеет значения.
Рис.2. Выпало «два» и «шесть».
Первый вариант хода: снять одну шашку с «головы» и передвинуть ее на 2 пункта. Другую шашку передвинуть на 6 пунктов.
Второй вариант хода: одну из шашек передвинуть сразу на 8 пунктов.

C головы можно взять только одну шашку. Исключением является ситуация в начале игры (например, комбинации зар: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три), когда шашка попадает на занятые соперником пункты. В этом случае ходят двумя шашками.

Если на обеих зарах выпало одинаковое число очков (дубль), игрок получает возможность сделать не два, а четыре хода на число пунктов, соответствующее очкам на одной из зар.

Если игрок не может передвинуть свои шашки на число пунктов, соответствующее очкам на выпавших зарах (шашки попадают на занятые соперником пункты), он пропускает ход. И наоборот, если ход возможен, игрок обязан его сделать, даже если этот ход ему невыгоден.

Если очки, выпавшие на одной из зар, использовать невозможно, они теряются. В этом случае игрок делает ход только одной шашкой. Если же доступны оба варианта хода (согласно очкам на одной заре или на двух зарах), игрок обязан сделать ход, использующий очки двух зар (Рис.3).

Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход согласно заре с большим количеством очков (Рис.4).
Рис.3. Выпало «два» и «три». Необходимо использовать очки, выпавшие на обеих зарах.
Рис.4. Выпало «два» и «три». Можно передвинуть только одну шашку либо на два, либо на три пункта. По правилам выбираем большее значение очков, шашка передвигается на три пункта.

Если шесть шашек расположены перед одной шашкой соперника, она считается запертой. Таким образом, тактической задачей каждого игрока является расположение своих шашек на максимальном количестве пунктов, чтобы ограничить движение шашек соперника.

Выбрасывание шашек
«Выбрасывать шашки» - означает делать ходы, после которых шашка оказывается за пределами доски. Выбрасывать шашки можно только тогда, когда все шашки игрока находятся в доме.

Выбрасывать шашки можно только с пунктов, соответствующих выпавшим очкам на зарах. (Рис.5). Разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если на полях высшего разряда шашек нет.

Рис.5. Все белые шашки пришли в дом.
Теперь игрок может их «выбрасывать». Выпало «четыре» и «шесть».
Выбрасываем одну шашку с четвертого пункта и одну шашку с шестого пункта.


Результат игры
Ничьей в нардах нет. Если один игрок выбросил все свои шашки первым, второй считается проигравшим, даже если следующим броском тоже может выбросить все свои шашки.


Варианты завершения игры
Оин — положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел снять хотя бы одну свою шашку с доски.

Марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел завести в свой дом все свои шашки, в то время как оппонент успел снять все свои шашки с доски.

Домашний марс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший успел завести в свой дом все свои шашки, но не успел снять ни одну шашку с доски.

Кокс — положение шашек в конце игры, при котором проигравший не успел вывести одну или несколько шашек из своей начальной (стартовой) четверти.

2 комментария:

Катерина Крылова комментирует...

Во многих правилах встречается возможность "ничьи". К примеру, у каждого игрока две последние фишки стоят на довольно выгодных позициях, и практически любой расклад костей даст каждому зайти в дом. После хода белых (и захода этих последний фишек в дом) дается право сходить и черным, которые также заходят в дом. Соль заключается в том, что черным выпало ходить вторыми и они имеют право на свой закон ход.

Так вот, введете ли вы возможность "ничьей"? А то бывает очень обидно упустить победу только потому, что ходишь вторым. Выигрыш в таком случае можно или отменить (т.е. игроки уходят с таким же балансом, с каким и начали партию), или разделить пополам (если ставка 60 - то по 30).

Марк комментирует...

Спасибо за нарды. "кокс" существует только в коротких нардах, а в длинных называется "домашний марс"